Параметры психического развития
Для разграничения психического недоразвития и задержки психического развития может быть использована дифференциально-диагностическая таблица:
Дебильностъ и разновидности ЗПР |
Параметры психического развития |
|||||
Моторика |
Внимание |
Память |
Вербальный интеллект |
Способность к вербальному мышлению |
Невербальный интеллект |
|
Дебильностъ |
неразвита, выраженная недостаточность тонкой моторики |
инертно, произвольное — затруднено |
механическая нормаль но развита; опосредованная хуже |
недостаточный Ю<70 |
очень низкая |
недостаточный |
Разновидности ЗПР |
||||||
Инфантилизм |
быстрая, подвижная |
произвольное недостаточно развито |
преимущественно непроизвольное запоминание |
в пределах нормы |
развита |
в пределах нормы |
Органический инфантилизм |
неуклюжесть |
произвольное недостаточно развито |
незначительное снижение |
несколько ниже нормы IQ<90 |
нижние пределы нормы |
в пределах нормы |
Соматогенные задержки |
в норме |
непостоянное, колеблется |
несколько снижена |
нижние пределы нормы 10=85-95 |
развита |
в пределах нормы |
Педагогическая и микросоциальная запущенность |
в норме |
в норме |
не нарушена |
несколько ниже нормы Ю<90 |
развита |
в норме |
Церебрально-органическая задержка |
точная координация отсутствует, неуклюжесть |
недостаточная концентрация |
затруднено запоминание, особенно вербальное |
несколько ниже нормы, но выше, чем у дебилов 0=70-90 |
развита слабо |
нижний предел возрастной нормы
|
Параметры психического развитая |
||||||
Эмоции |
Волевая регуляция |
Критичность |
Самооценка |
Круг интересов |
Отношение к оценке |
Реакция на помощь |
развиты слабо, примитивные |
повышенная внушаемость, недостаточно развита произвольность |
отсутствует |
завышена |
примитивные, ограничиваются бытовыми потребностями |
оценка безразлична |
почти отсутствует |
Разновидности ЗПР |
||||||
лабильные, экспрессивные, неуправляемые |
не развита |
недостаточная |
слабо дифференцирована |
игры |
слабая заинтересованность |
значительное улучшение результатов |
страхи или повышенное настроение |
не развита |
выраженная ориентация на мнение взрослых |
завышена или занижена |
игры, преимущественно стереотипные |
заинтересованное |
определенное улучшение результатов |
выраженная эмоциональная лабильность |
недостаточно развита |
в пределах нормы |
занижена |
игры, иногда стереотипные |
заинтересованное |
улучшение результатов |
адекватные |
развита (при выполнении привычных заданий) |
недостаточная |
дифференцирована |
бытовые, игровые |
заинтересованное, иногда проявление негативизма |
резкое улучшение результатов |
выраженная инертность и аффективная взрывчатость |
не развита, выраженная импульсивность |
недостаточная |
слабо дифференцирована |
игры, иногда стереотипные |
в основном безразличное, иногда заинтересованность |
незначительное улучшение
|
"Курс лекций по детской патопсихологии", Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина (2000)