Параметры психического развития

Для разграничения психического недораз­вития и задержки психического развития может быть ис­пользована дифференциально-диагностическая таблица:

 

Дебильностъ и разновид­ности ЗПР

Параметры психического развития

Моторика

Внимание

Память

Вербальный интеллект

Способ­ность к вербально­му мыш­лению

Невер­бальный интеллект

Дебильностъ

неразвита, выраженная недостаточ­ность тонкой моторики

инертно, произ­вольное — затруднено

механичес­кая нормаль но развита; опосредо­ванная хуже

недостаточ­ный Ю<70

очень низкая

недостаточ­ный

Разновидности ЗПР

Инфанти­лизм

быстрая, подвижная

произволь­ное недоста­точно развито

преимуще­ственно не­произволь­ное запоми­нание

в пределах нормы

развита

в пределах нормы

Органичес­кий инфанти­лизм

неуклю­жесть

произволь­ное недоста­точно развито

незначи­тельное снижение

несколько ниже нормы IQ<90

нижние пределы нормы

в пределах нормы

Соматоген­ные задержки

в норме

непостоян­ное, колеб­лется

несколько снижена

нижние пределы нормы 10=85-95

развита

в пределах нормы

Педагогичес­кая и микро­социальная запущенность

в норме

в норме

не нарушена

несколько ниже нормы Ю<90

развита

в норме

Церебрально-органическая задержка

точная коор­динация от­сутствует, неуклю­жесть

недоста­точная кон­центрация

затруднено запомина­ние, особен­но вер­бальное

несколько ниже нор­мы, но вы­ше, чем у дебилов 0=70-90

развита слабо

нижний предел возрастной нормы

 

 

Параметры психического развитая

Эмоции

Волевая регуляция

Критичность

Самооценка

Круг интересов

Отношение к оценке

Реакция на помощь

развиты сла­бо, прими­тивные

повышенная внушае­мость, не­достаточно развита про­извольность

отсутствует

завышена

примитив­ные, ограни­чиваются бытовыми потреб­ностями

оценка безразлична

почти отсутствует

Разновидности ЗПР

лабильные, экспрессив­ные, неуп­равляемые

не развита

недостаточ­ная

слабо диф­ференциро­вана

игры

слабая заин­тересован­ность

значитель­ное улучше­ние резуль­татов

страхи или повышенное настроение

не развита

выраженная ориентация на мнение взрослых

завышена или занижена

игры, пре­имуществен­но стерео­типные

заинтересо­ванное

определен­ное улучше­ние резуль­татов

выраженная эмоцио­нальная лабильность

недостаточ­но развита

в пределах нормы

занижена

игры, иног­да стерео­типные

заинтересо­ванное

улучшение результатов

адекватные

развита (при выполнении привычных заданий)

недоста­точная

дифферен­цирована

бытовые, игровые

заинтересо­ванное, иногда проявление негативизма

резкое улучшение результатов

выражен­ная инерт­ность и аф­фективная взрывча­тость

не развита, выраженная импульсив­ность

недоста­точная

слабо дифферен­цирована

игры, иног­да стерео­типные

в основном безразлич­ное, иногда заинтересо­ванность

незначи­тельное улучшение

 

"Курс лекций по детской патопсихологии", Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина (2000)