А.Е.Личко предлагает следующую типологизацию инфантилизма:

  1. Психофизический (гармоничный) инфантилизм. Эндогенного происхождения, поэтому для индивида характерна моложавость в юношеском и зрелом возрасте и раннее постарение. Кроме признаков задержки полового развития, у подростка имеется грацильное телосложение, детское выражение лица, эмоциональная и вегетативная лабильность, детские интересы, не соответствующие возрасту. В патопсихологическом обследовании в пробах на нейродинамику обычно выявляются легкие органические изменения астенического типа или же все параметры в норме за исключением истощаемости, которая присутствует всегда. По мере созревания проявления повышенной истощаемости исчезают. Интеллект обычно в момент обследования (в подростковом возрасте) несколько снижен (пограничная умственнная отсталость или низкая норма). Потом, как показывают катамнестические обследования, когнитивные процессы “дозревают” и могут существенно на 1,5-2 сигмы по Векслеру превысить данные первого психологического обследования. Характерологические черты, наблюдающиеся при этом типе инфантилизма, очень вариабельны и практически определяются наследственностью, условиями воспитания и эмоциональной лабильностью, детерминированной эндокринными факторами.
  2. Психический инфантилизм при нормальном физическом развитии в основном характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой и морально-этической сферах. В патопсихологическом обследовании никаких изменений не наблюдается. Интеллект в подавляющем большинстве случаев находится на уровне низкой нормы. Часто наблюдаемая у рассматриваемых подростков низкая успеваемость в школе обусловлена не интеллектуальной недостаточностью, а поведенческими расстройствами. При клинико-психологическом обследовании личности выявляется очень лабильная самооценка, варьирующая в зависимости от внешних обстоятельств, очень высокое чувство зависимости (и даже “жажда подчинения”), значительно повышенная внушаемость, которая приводит такого подростка к большой зависимости от групповых норм. Знание морально-этических норм не приводит к их применению в поведении, которое определяется детской мотивацией (“Захотел”. “Увидел и взял”). При совершении деликта у такого подростка ранее имевшаяся цель легко замещается сиюминутными интересами. Здесь преобладают истероидный или неустойчивый характерологические типы. Очень редко обнаруживаются астено-невротические или эмоционально-лабильные черты. Еще реже встречается эпилептоидный или гипертимный тип характера.
  3. Дисгармонический инфантилизм. Также, как и первый, является эндогенным, но имеет эндокринопатический генез. Представлен двумя вариантами: а) гипогенитальный — высокий рост с астеническим телосложением, длинными ногами, маленькими кистями и стопами, небльшого объема головой (непропорционально росту), характерным диэнцефальным типом ожирения в талии; б) гипофизарный (субнанизм) — маленький рост, внешне — вариант “маленького старичка”. В нейродинамике гипофизарного типа имеется торпидность, мышление обстоятельное, при патопсихологическом обследовании уровень мышления несколько неустойчив (признак органоидности).
  4. Соматогенный инфантилизм — наблюдается при длительных астенизирующих заболеваниях или массивных интоксикациях, а в настоящее время особое значение приобретают тяжелые аллергические заболевания или реакции. С психологической точки зрения у этих индивидов все в порядке, кроме истощаемости при выполнении аттентивно-мнестических проб и повышенной утомляемости в быту. Зависимости от характерологического типа не наблюдается.
  5. Инфантилизм вследствие неправильного воспитания. Никаких соматических и психопатологических или характерологических закономерностей не выявляется.