Методика «Модель личностной сферы» является клиничес­ким проективным рисуночным тестом, с помощью которого можно анализировать позицию человека в его социальных отно­шениях. Эта методика была разработана австрийским психиат­ром Р. Шмидеком и использовалась им при обследовании под­ростков и взрослых.

При консультировании детей 9—10 лет и старше задание выполняет сам ребенок. При консультировании более младших детей возможно выполнение задания родителем за ребенка. Методика может быть выполнена и самими родителями «за себя», т.е. она одинаково пригодна и для родителей (взрослых) и для детей.

 

Тестовый материал

Испытуемому предлагается чистый лист белой бумаги, в цент­ре которого изображен небольшой круг.

 

Инструкция. Это (указывается на круг) Вы (символ вашего «Я»). Изобразите во­круг себя всех людей, которые являются или были значимыми для Вас и Вашей жизни. Вы можете изобразить их как хотите — несколькими штрихами, как символ, как геометрическую фигуру, как человеческую фигу­ру. Как рисовать — Ваше дело, здесь совершенно неважно, хорошо или плохо Вы рисуете. Если какие-то события, идеи или вещи представляют или представляли для Вас особую значимость, включите их в рисунок. Напишите имя или название каждому человеку, событию или объекту, чтобы было видно, кто или что это. Чтобы показать, насколько для Вас значимы и важны люди, события или объекты, Вы можете нарисовать от одной до трех соединительных линий между Вами и ними соответ­ственно степени важности. Одна линия — при относительной важности, две — при большей важности, три — при самой большой важности. Если эти отношения были прерваны, обозначьте это поперечными штрихами поперек соединительных линий. Один штрих — при относительно слабых нарушениях отношений, два — при довольно серьезных, три — при очень серьезных нарушениях отношений.

Время рисования не ограничивается. При выполнении задания родителем за ребенка в инструкцию вносятся соответственные изменения. Полученный рисунок служит основой для подробной беседы о системе межличностных отношений. Кроме того, могут быть использованы некоторые стандартные принципы анализа детских рисунков.

Полученную на основе выполнения этого задания схему отно­шений автор методики Р. Шмидек именует личностной сферой. Это понятие близко по смыслу к понятию «социального атома» Дж. Мо­рено, однако отличается тем, что выходит за рамки чисто соци­ально-психологических отношений, поскольку охватывает и так называемые «креативные моменты» (терминология Р. Шмидека) — не только человека настоящего момента, но также значимые от­ношения в прошлом, а также идеи, вещи и отношение к ним. Поскольку методика дает испытуемому большую свободу в изоб­ражении личностного пространства, при интерпретации резуль­татов (в отличие от результатов стандартизированных тестов) всегда необходимы интуиция и большой диагностический опыт.