Венгерский психолог, психиатр и психоаналитик, отец филолога Петера Сонди. Автор концепции «Судьбоанализа» и созданного на основе этой концепции теста Сонди.

Годы жизни: 11.03.1893 - 24.01.1986

Биография

Леопольд Сонди родился 11 марта 1893 года в еврейской семье. Он был вторым из девяти детей от второго брака своего отца. Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания. В 1898 году семья переезжает в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в1911 году.

После гимназии Сонди решает стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии. Несмотря на бедность, Сонди, благодаря помощи одного из братьев, поступает на факультет медициныБудапештского университета. Во время учёбы увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Во время Первой мировой войны Сонди был призван на военную службу, где был в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте.

После окончания войны, Сонди в 1919 году завершает образование в университете и начинает частную практику, совмещая её с работой в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период Сонди увлёкся экспериментальной психологией, которой занимался в лаборатории доктора Пауля Раншбурга. Раншбург проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим знаменитым тестом Л. Сонди сделал под компетентным руководством.

В этот период, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, Сонди обдумывает идею о семейной обусловленности психических болезней. Наблюдая за больными, Сонди приходит к выводу, что психопатология накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.

В 1926 году Л.Сонди женится на Илоне Радвани. В браке рождается двое детей — дочь Вера (1928—1978, умерла от эндокринных нарушений) и сын Петер (1929—1971, покончил с собой).

С 1927 по 1941 год Сонди был профессором и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Будапештской высшей школы медицинской педагогики. В этот период Сонди активно развивает идеи Судьбоанализа, который рассматривает как продолжение психоанализа. В 1937 году выходит первая знаменитая книга «Анализ брачных союзов». В данной книге Сонди писал, что брачный выбор партнера зачастую подсознательно диктуется тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией. Сонди назвал подобный бессознательный выбор генотропизмом.

В 1941 году, в результате проводимой антиеврейской политики, Сонди был лишен права заниматься частной и исследовательской деятельностью. В июне 1944 года Сонди вместе с семьей попадает в концлагерь Берген-Бельзен, однако уже в начале декабря того же года получает разрешение выехать в Швейцарию.

В Швейцарии Сонди получает должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене. Также Сонди читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе. В 1959 году Сонди получает Швейцарское гражданство.

В 1970 году под руководством Л.Сонди открывается обучающий и научно—исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа).

Леопольд Сонди скончался 24 января 1986 года в доме престарелых недалеко от Цюриха, оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.

 

Научная деятельность. Судьбоанализ

Ещё во время учёбы в университете, увлёкшись творчеством Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий — Достоевский потому психологически тонко описывает поведение своих обычных героев — преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого. Л. Сонди предположил, что данная предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом. Много лет спустя эта гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А. Труайя, который в написанной им биографии Достоевского привел примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные.

В 1920—1930-х годах Сонди принимает активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд.

В идеях Сонди заметно сильное влияние фрейдовского психоанализа и аналитической психологии Юнга. Развивая идеи судьбоанализа, Л. Сонди вводит понятиеродового (семейного) бессознательного, которое находится между личным бессознательным и коллективным бессознательным. Л. Сонди считал, что родовое бессознательное оказывает влияние на судьбу человека. Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание на наследственный характер закрепленных форм поведения, полагая, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в своё время обеспечивали существование его предков. В родовом бессознательном наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать.

Влияние родового бессознательного в жизнедеятельности человека оказывает влияние на все аспекты жизни: определяет безотчетный (подсознательный) выбор человеком профессии и хобби, друзей, супруга и даже формы смерти. Но родовое бессознательное, содержащее в себе определённое влияние предков, генетической детерминации в развитии психики каждого человека, не означает его изначальной предопределенности. Л. Сонди считал, что каждое побуждение изначальноамбивалентно, следовательно, имеет минимум две возможности своей реализации.

Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.

 

Тест Сонди

Клинико-психологический тест, целью которого является выявление некоторых проявлений психического расстройства и нарушений поведения. Впервые тест был опубликован в 1939 году, но широко внедряться в практику начал лишь в конце сороковых годов. В создании теста Л. Сонди исходил из своих представлений о наследственно-обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и проявлении патологии во внешнем облике. В основу методики легли эмпирические исследования на большой группе лиц, имеющих психические отклонения и точно установленные психиатрические диагнозы. Кроме того, Л. Сонди анализировал их истории болезни и истории болезней их ближайших родственников.

Л. Сонди считал, что тест должен применяться для выявления вариантов реализации склонностей, а не постановки психиатрического диагноза.

В качестве стимульного материала Л. Сонди были отобраны 48 фотопортретов психически больных людей 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм,кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из 8 фотографий, по одной из каждой категории, и в каждом предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица. По мнению Л. Сонди, если четыре и более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную диагностическую область следует признать значимой для обследуемого.

 

Публикации на русском языке

Книги
  • Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. — М.:Когито-Центр, 2005.
  • Сонди Л. Судьбоанализ. — М.: Три квадрата, 2007. (Bibliotheca Hungarica)
Статьи
  • Зонди Л. Пароксизмальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000. — № 2. — Часть 1. — С. 18.
  • Зонди Л. Аномальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000, № 2. — Часть 1. — С. 38.
  • Зонди Л. Циркулярный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000. — № 3. — С. 41.
  • Зонди Л. Профессии шизоформного круга побуждений // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2001. — № 4. — С. 24.
  • Зонди Л. Профессии сексуального круга побуждений // ПЕРСОНАЛ- PROFY. — Екатеринбург, 2001. — № 5. — С. 16.
  • Зонди Л. Выбор болезни как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург. 2002. — № 7. — С. 51.
  • Зонди Л. Выбор супруга как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 20.
  • Зонди Л. О любви // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 43.
  • Зонди Л. Социотропизм: выбор дружбы как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 10. — С. 16.